25 марта в лицее прошел педагогический совет «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЦЕЯ И СЕМЬИ ВО ИМЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА»
Цель: поиск оптимальных форм совместной работы лицея и семьи в интересах ребенка.
Задачи:
- проанализировать состояние связей лицея с семьями на данном этапе;
- определить основные формы взаимодействия семьи и лицея по развитию личности ребенка;
- разработать правила эффективного сотрудничества лицея и семьи;
- отработать умение находить выход из кризисной ситуации во взаимодействии «ученик – учитель – родитель».
Была организована работа в творческих группах, результатом которой стал практический выход в виде Памятки.
Организация Деловой игры во время пед.совета позволила обсудить и найти выход из созданных кризисных ситуаций во взаимодействии «ученик – учитель – родитель» с использованием разработанной Памятки.
ПАМЯТКА
- Модель личности выпускника лицея.
Ценностный потенциал.
- Восприятие человеческой жизни как главной ценности.
- Осмысление понятий – честь, долг, ответственность.
- Целеустремлённость.
- Дисциплина и порядок.
Познавательный потенциал.
- Мотивация учебно-познавательной деятельности.
- Сформированность интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, установления закономерностей).
- Степень обучаемости.
- Навыки учебного труда.
- Результативность индивидуальных занятий.
Творческий потенциал.
- Интересы и увлечения.
- Профессиональные навыки в соответствии с личностными запросами и задачами, навыки поискового мышления.
Коммуникативный потенциал.
- Коммуникабельность, степень влияния в коллективе.
- Общественная активность.
- Исполнение обязанностей.
Художественный потенциал.
- Уровень этической культуры.
Здоровьесберегающий потенциал.
- Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания.
- Работа над вредными привычками.
- Отношение к физической культуре и спорту.
2. Принципы эффективного сотрудничества лицея и семьи во имя личностного развития школьника:
1. Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие.
2. Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность лицейских и семейных норм жизни и требований к ребёнку.
3. Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности как условия их взаимодействия .
4. Принцип сопричастности, содействующий договорённости о степени соучастия в создании наилучших условий воспитания ребёнка.
5. Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность в едином деле с детьми.
3. Правила эффективного сотрудничества школы и семьи во имя личностного развития школьника: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!
4. Правила подготовки эффективного родительского собрания
1.Выбирайте актуальную тему собрания.
2. Четко формулируйте цель данного собрания.
3. Определите вид, форму и этапы проведения родительского собрания.
4. Своевременно и правильно приглашайте родителей и других участников собрания.
5. Подготовьте решение собрания.
6. Подготовьте оборудование и оформите место проведения родительского собрания.
Советы психолога по проведению родительского собрания:
- Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.
- Длительность собрания не более 1,5 часов.
- Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
- Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
- Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, говорить о негативном, если это касается кого-то одного только в персональной беседе. Завершать разговор предложениями на будущее.
- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
- Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
- Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
- Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
- Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
- Давать негативную оценку всему классу.
- Переоценивать значение отдельных предметов.
- Избирать для общения назидательный тон.
5. Памятка по работе с «трудными» родителями:
- Четко определите для себя цель посещения данной семьи.
- Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей.
- Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее.
- Соблюдайте этику поведения во время посещения семьи, чтобы показать родителям, что визит не принесет вред ребенку.
- Проводите регулярно встречи с родителями, используя различные формы
- Оказывайте поддержку в конкретных трудных жизненных ситуациях.
6. Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
- Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.
- Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
- Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
- Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
- Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим проблемам.
- Поведанная родителями информация не должна стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
- Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, с кем-то – родителей необходимо поставить об этом в известность.
- Не давайте рекомендаций по вопросу, в котором некомпетентны. Это может только навредить ребенку! Посоветуйте обратиться за консультацией к специалистам. Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
|